Несколько лет назад в Санкт-Петербурге появилось уникальное экскурсионное оборудование - Радио Гид. Судя по внушительной статистике, его на рынке ждали и сразу стали активно использовать в музеях, салонах автобусов, на речных круизах. Сегодня это более 50 туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.
Секретом успеха поделился директор компании «Радио Гид» Сергей Давлетшин:
- Мы занимаемся разработкой, производством, внедрением цифрового оборудования Радио Гид, предназначенного для повышения качества проведения массовых экскурсий. Не секрет, что потеря словесной коммуникации - главная причина отвлечения внимания участников тура. Только те слушатели, которые находятся рядом с гидом, слышат и понимают весь текст. Из-за расстояния, посторонних шумов и постоянного перемещения около 75% участников отвлекаются от рассказа и пропускают большую часть важных сведений.
Наша система позволяет ликвидировать этот недостаток и передавать информацию от гида в полном объеме каждому участнику группы на протяжении всей экскурсии. Для этого туристу достаточно надеть наушник принимающего устройства и практически в свободном режиме знакомиться с достопримечательностями.
- Как пришла идея заняться, по сути, изобретением велосипеда, ведь подобные разработки уже существуют?
- Действительно, в мире подобные продукты существуют лет 20, но туристам предлагаются далеко не везде. К примеру, в Италии они используются достаточно широко, а в странах Балтийского региона вообще не распространены.
Пять лет назад к нам обратились патнеры из круизной компании «Арктур Трэвел» с просьбой организовать для их туристов радиосопровождение в Санкт-Петербурге. Все найденные нами варианты покупки оборудования не соответствовали либо по качеству, либо по частотным параметрам. Поэтому нам пришлось обратиться к ученым и потратить год на разработку принципиально нового устройства с цифровым способом передачи звука, работающим на нелицензированной частоте.
Это дает чистое звучание без помех и возможность использовать Радио Гид без ограничений по всему миру. Наличие 250 каналов означает одновременное обслуживание 250 независимых групп, причем количество человек в группе не ограничено. Тестирование и так называемую шлифовку продукта мы проводили совместно с компанией «Арктур Трэвел», которая, понимая перспективность и необходимость экскурсионного оборудования, поддерживала нас и помогала нам на всех этапах. Сначала приходилось сталкиваться с трудностями, неприятием со стороны гидов, а через год у нас уже требовали Радио Гид и выражали недовольство, если по турпрограмме он не был предусмотрен.
- Как выглядит Ваше оборудовании и процесс его использования?
- Радио Гид сделан легко и изящно и ломаться там, по большому счету, нечему.
Это небольшой аппарат вроде мобильного телефона, но гораздо легче (около 100 граммов). Радио Гид крепится к одежде или надевается на шею, к нему подключаются стерильные наушники (после каждого использования они проходят комплексную дезинфекцию). Туристам даже не надо ничего нажимать. Приемник выдается заранее настроенным; когда гид включает свой передатчик, через 40 секунд все приемники сами начинают функционировать.
Неоспоримые преимущества для экскурсоводов: быстрое передвижение группы, без прерывания рассказа и напряжения голосовых связок; неограниченное количество туристов в группе, быстрая и простая настройка приборов; возможность легко найти потерявшегося туриста. Мы планировали увеличить дистанцию охвата (сейчас она 150 метров на открытом пространстве, в условиях музея - 50 метров), но поняли, что этого нельзя делать, т. к. туристы будут теряться. А так человек слышит, что звук в наушниках становится прерывистым, - значит, он отстал от группы и надо ее догонять.
- Иногда пожилые туристы с кардиостимуляторами или слуховыми аппаратами боятся использовать любую технику. Насколько безопасен Радио Гид?
- Думаю, что для гида гораздо опаснее пользоваться простым сотовым телефоном, поскольку его излучение составляет 1 ватт (1000 миливатт), а излучение нашего передатчика составляет 10 миливатт, что ровно в 100 раз меньше, чем у мобильного телефона. От приемника же, которым пользуется турист, излучения нет вообще, так как он только принимает сигнал. Изобретение имеет российские и европейские сертификаты качества. Общепризнанная немецкая компания TUV, прежде чем выдать нам свидетельство, тщательно тестировала устройство по поводу его влияния на здоровье человека и никаких превышений и противопоказаний не выявила.
- Какова цена вопроса?
- Ценовая политика у нас гибкая, всё зависит от группы и объемов, но в среднем получается по 130 рублей с туриста за день обслуживания, что подразумевает круглосуточную техническую поддержку, обучение экскурсовода, доставку и сбор оборудования в местах начала и окончания экскурсии, а ночью - проведение дезинфекции и зарядки устройств.
- Говорят, что Радио Гид выгодно использовать только крупным компаниям, а средним и мелким - нет. Какова экономическая составляющая услуги?
В случае Радио Гида речь идет не об экономии на обслуживании туристов, а о повышении качества этого обслуживания. Любое качество стоит денег.
Да, Радио Гид очень востребован на круизном рынке. Мы обслуживаем свыше 20 круизных компаний, суда которых заходят в порт Санкт-Петербурга. Но это не значит, что небольшие турфирмы не являются нашими клиентами. Понятно, что сегодня все экономят, особенно в части низкобюджетных туров, однако у любой компании бывают группы, требующие особого внимания, перед которыми нужно выложиться на все 100%. Вот тут Радио Гид будет вполне уместен и произведет должное впечатление.
- Как Вы оцениваете недавнее желание Эрмитажа обязать турфирмы использовать Радио Гид?
- По всей видимости, сотрудники Эрмитажа заметили и оценили преимущества работы экскурсовода с группой посредством Радио Гида, и было принято решение создать соответствующие условия в музее для всех. Но по просьбе турфирм руководство Эрмитажа нашло компромиссное решение. Мы его поддерживаем и тоже готовы к гибкой ценовой политике. Думаю, у каждого должен быть выбор, со временем туристические компании сами к этому придут. В конкурентной борьбе, как известно, побеждает качество.
- Каковы перспективы развития?
Планируем развиваться в Северной Европе. Сейчас мы установили свое оборудование в Швеции, Эстонии, Финляндии; открываем представительство в Голландии.
В дальнейшем собираемся выйти и на азиатский рынок: Вьетнам, Китай, Камбоджа, Таиланд.
Наше оборудование можно использовать не только для проведения экскурсий, но и для синхронного перевода во время всевозможных деловых мероприятий численностью до пяти тысяч участников. Так что собираемся развиваться и в этом направлении.