Два дня в рамках XVII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"
музейщики со всех концов России и зарубежья, видные эксперты науки, культуры и туризма делились своим опытом в создании инновационных форм работы с посетителями.
География участников нынешнего Круглого стола была представлена следующим образом: Москва и Санкт-Петербург, Татарстан и Карелия, Хакассия и Коми, Екатеринбург, Подольск, Саратов, Воронеж, Астрахань, Тула, Псков, Брянск, Киров, Рязань, Калининград, Керчь и Донецк, Иркутск и Пермь… Очень большая делегация в этот раз прибыла из Латвии. Приехали специалисты из Казахстана, Азербайджана, Австрии, Италии, Финляндии…
В центре внимания профессионалов была тема - “сверхтуризма” – это проблема больших туристических потоков, превышающих возможности приема в некоторых дестинациях и крупнейших музеях мира. В масштабах России – это, в первую очередь – Кремль, Эрмитаж, Екатерининский дворец ГМЗ «Царское Село», Большой дворец ГМЗ «Петергоф». Но в каждом регионе нашей страны, как и всякой другой, тоже есть объекты-бренды, которые считают своим долгом обязательно посетить туристы.
В этой связи, туристские дестинации и отдельные музеи ведут поиск путей выхода из кризисной ситуации, однако они не всегда дают результаты. Предпринимаемые меры можно условно разделить на три группы: ограничительные, стимулирующие и комплексные. Чаще всего организаторы принуждают людей отказаться от посещения того или иного объекта, однако введение платы, повышение цен или дифференциация посетителей порождают проблему социальной несправедливости. По мнению экспертов туррынка, она может быть частично решена путем расширения продуктовой линейки и предложения альтернативных вариантов осмотра достопримечательностей, в том числе с использованием современных мультимедийных технологий, дополненной реальности виртуализации.
В рамках Круглого стола специалисты компании Радио Гид предложили музейному сообществу свое решение - цифровое оборудование и новые форматы услуг, которые помогают эффективно управлять большими туристскими потоками и даже перенаправлять их.
Речь идет о внедрении информационных технологий и современного экскурсионного оборудования в крупных музеях. Так, сегодня в государственных музеях-заповедниках «Царское Село», «Петергоф» и в Государственном Эрмитаже апробирована и введена экскурсионная мультиязычная аудиопрограмма для групповых туристов «Мастер-гид», позволяющая формировать потоки туристов, регламентировать время проведения экскурсии, оптимизировать нахождение туристических групп в музее, вносить изменения в экскурсионный маршрут, и тем самым избегать столпотворения и давки.
Кроме того, Радио Гид разработал несколько экскурсионных маршрутов с картами и озвученным контентом на русском и иностранных языках по Санкт-Петербургу и пригородам, что позволяет перенаправить внимание туристов от загруженных достопримечательностей на пешеходные прогулки по красивым улицам Санкт-Петербурга.