Впервые в деловую программу IV Петербургского международного инновационного форума, прошедшего в Санкт-Петербурге с 28 по 30 сентября, был включен круглый стол "Новые аспекты использования инновационных технологий в сфере туризма". Он прошел в последний день работы форума и вызвал большой интерес со стороны участников рынка.
В мероприятии принимали участие: вице-президент РСТ Сергей Корнеев, генеральный директор Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской туристско-информационный центр» Нана Гвичия, председатель Комитета по физической культуре, спорте и туризму Ленинградской области С.А. Важенин, руководитель Информационно-туристского центра Ленинградской области Оксана Суворова, начальник отдела туризма Комитета Д.Н. Панова, президент Национальной академии туризма Т.И. Власова.
В ходе круглого стола, наиболее значимым инновационным проектом Санкт-Петербурга в области туризма был признан «Радио Гид». Разработки компании представил вице-президент РСТ Сергей Корнеев. Он сообщил, что петербургская компания «Радио Гид» начала свою деятельность на туристическом рынке Санкт-Петербурга» в 2006 году с разработки, производства и внедрения принципиально нового устройства с цифровым способом передачи звука, работающим на нелицензированной частоте – «Радио Гид». Данное оборудование позволило повысить качество проведения массовых экскурсий.
Сегодня его активно используют в музеях, в салонах автобусов, на речных круизах туристические компании не только Санкт-Петербурга и Москвы, но и ближнего и дальнего зарубежья. Разработки компании «Радио Гид» активно внедряются в Северной Европе, оборудование поставляется в Швецию, Эстонию, Финляндию, открыто представительство в Голландии и Египте, планируется открытие представительств в Германии, Франции и Испании.
В 2009 году в Санкт-Петербурге было внедрено новое оборудование на основе Радио Гида - IntelRG, предназначенное для синхронного перевода во время конференций с международным составом участников. В настоящее время данному оборудованию отдают предпочтение многие организаторы конференций Санкт-Петербурга и России, активно используя его в сегменте делового туризма, опять таки по причине высокого качества воспроизведения.
Летом нынешнего года компания Радио Гид внедрила ряд инновационных проектов в музеях Санкт-Петербурга. Так, в парке Царского Села по заказу ГМЗ «Царское Село» была установлена автоматическая дистанционная экскурсионная система для обслуживания туристов, совершающих экскурсию на пароме по пруду к Большому острову и «Залу на острову». Эта система дистанционно по радиоканалу управляется с берега оператором парома, и включается, когда паром начинает движение.
Специально для записи экскурсионных программ компания Радио Гид создала профессиональную студию звукозаписи. Использование автоматической системы позволяет ГМЗ «Царское Село» экономить силы штатных экскурсоводов и использовать их на более востребованных объектах, таких как, например, Екатерининский дворец.
Второй проект - оборудование электромобилей, совершающих экскурсии по Екатерининскому парку автоматическими экскурсионными системами. Управление экскурсией происходит по помощи радиомаячков, установленных в деревьях парка по маршруту следования электромобиля. Каждый такой маячок посылает уникальный радиосигнал, который позволяет системе определить в какой части парка находится электромобиль и включить именно ту часть предварительно записанной экскурсии, которая соответствует местоположению.
Участники круглого стола имели возможность задать свои вопросы директору компании «Радио Гид» Сергею Давлетшину, присутствовавшему на заседании. В частности, их интересовало, где производится оборудование и когда оно будет установлено на судах, работающих на реках и каналах города для решения «закона о тишине»? Сергей Давлетшин сообщил, что вся интеллектуальная часть оборудования производится в Санкт-Петербурге, в Китае – только пластиковый корпус и наушники. Что касается оборудования судов, то оно уже разработано и установлено. «Мы находимся в постоянном общении с участниками рынка, и, поверьте, все, кто открыт инновациям и хочет их внедрять – это делает. Мы открыты для самых разных форм сотрудничества, мы предлагаем, но не навязываем. Тут должна быть ответная реакция, и я уверен, она будет. Конкуренция заставит», - сказал Сергей Давлетшин.
Участники круглого стола высоко оценили разработки Радио Гида и отметили, что это редкий случай, когда петербургская компания здесь же в Санкт-Петербурге производит высококачественный, технологичный продукт, который по своим характеристикам превосходит аналогичные западные разработки.
Что касается перспектив и инновационном подходе к запуску городских туристских продуктов, то стоит отметить недавнее соглашение компании «Радио Гид» и программы туристской лояльности «Карта гостя Санкт-Петербурга» о совместном запуске нового электронного сервиса «Аудиогид», который гармонично дополнит пакет предложений «Карты гостя».
Благодаря этой инновационной разработке, программа «Карта гостя Санкт-Петербурга» будет не только соответствовать европейским аналогичным проектам, но и превосходить их. Санкт-Петербург первым в России реализует подобный проект.
Сегодня роль инноваций в туризме невозможно переоценить и, прежде всего, потому, что они представляют собой метод конкуренции. Тем не менее, инновации с трудом пробивают себе дорогу, так как их введение сопряжено с определенным риском, сопротивлением, особенно если они затрагивают организацию в целом, а их принятие и осуществление связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам.
Однако есть и другая практика, когда создание и продвижение нового турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая. Жесткая конкуренция на современном российском рынке обязывает предприятия туриндустрии разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары.
Резюмируя работу круглого стола, представитель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Николай Исаев отметил, инновации - необходимое условие создания и успешной реализации турпродукта в современном мире. Поскольку туристский рынок поддается влиянию различных событий в окружающем мире, то его участники должны не только генерировать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности.