Несколько лет назад в Санкт-Петербурге появилось уникальное экскурсионное оборудование - Радио Гид. Сегодня его активно используют в музеях, экскурсионных автобусах, на речных круизах более 50 туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.
Не секрет, что потеря словесной коммуникации – главная причина отвлечения внимания участников тура. Только те слушатели, которые находятся рядом с гидом, слышат и понимают весь текст экскурсии. Из-за расстояния, посторонних шумов и постоянного перемещения около 75% участников отвлекаются от рассказа гида и пропускают большую часть важных сведений. Компания «Радио Гид» занимается разработкой, производством, внедрением цифрового оборудования Радио Гид, предназначенного для повышения качества экскурсий. Новая система позволяет передавать информацию от гида в полном объеме до каждого участника группы. Туристу достаточно надеть наушник принимающего устройства и в свободном режиме знакомиться с достопримечательностями. Системы, подобные Радио Гиду в мире используются лет 20, наиболее продвинутый в этом смысле регион — Средиземноморье, а что касается стран Балтии, то здесь радио-сопровождение экскурсий вообще не практиковалось.
Говорит директор компании «Радио Гид» Сергей Давлетшин:
- Пять лет назад к нам обратились партнеры из круизной компании «Арктур Тревел» с просьбой организовать для их туристов радиосопровождение в Санкт-Петербурге. Все найденные нами варианты покупки оборудования либо не соответствовали по качеству, либо по частотным параметрам. Поэтому нам пришлось обратиться к ученым и потратить год на разработку принципиально нового устройства с цифровым способом передачи звука, работающего на нелицензированной частоте. Это дает чистое звучание без помех и возможность использовать Радио Гид без ограничений по всему миру. Наличие 250 каналов означает одновременное обслуживание 250 независимых групп, причем количество человек в группе не ограничено. В начале пути приходилось сталкиваться с некоторыми сложностями, неприятием со стороны гидов, а через год у нас уже требовали Радио Гид и выражали недовольство, если по программе он не был предусмотрен.
Устройство.
Радио Гид сделан легко и изящно: небольшой аппарат вроде мобильного телефона, но гораздо легче (около 100 граммов), который крепится к одежде или надевается на шею, к нему подключаются стерильные наушники (после каждого использования они проходят комплексную дезинфекцию). Туристам даже не надо нажимать на кнопки. Приемник выдается заранее настроенным, гид включает свой передатчик, и через 40 секунд все приемники сами «просыпаются». Неоспоримые преимущества для гидов: легко обеспечить быстрое передвижение группы, не прерывая рассказ и не напрягая голосовые связки, можно обслуживать неограниченное количество туристов в группе, быстро и просто настроить приборы, есть возможность легко найти потерявшегося туриста. В процессе тестирования разработчики хотели увеличить дистанцию охвата (сейчас она 150 метров на открытом пространстве, в условиях музея - 50 метров), но поняли, что этого нельзя делать, поскольку туристы могут потеряться. Данное ограничение выполняет организационную функцию: человек слышит, что звук в наушниках становится прерывистым - значит, он отстал от группы и надо ее догонять.
Безопасность.
Что касается безопасности использования нового оборудования, в особенности для пожилых людей с кардиостимуляторами или слуховыми аппаратами, то здесь важно отметить его абсолютную «чистоту». Для гида гораздо опаснее пользоваться простым мобильным телефоном, поскольку его излучение составляет 1 ватт (1000 мили ватт), а излучение передатчика Радио Гида составляет 10 мили ватт, что ровно в 100 раз меньше, чем у мобильника. В приемнике, которым пользуется турист, излучения нет вообще, так как он только принимает сигнал. Изобретение имеет российские и европейские сертификаты качества. Уважаемая немецкая компания TUVпрежде, чем выдать свое свидетельство, очень дотошно тестировала устройство по поводу его влияния на здоровье человека и никаких превышений и противопоказаний не нашла.
Цена вопроса.
На рынке туристических услуг появилось мнение, что Радио Гид выгодно использовать только крупным компаниям, а средним и мелким - нет. Отчасти, это верно, но в случае Радио Гида речь идет не об экономии на обслуживании туристов, а о повышении качества этого обслуживания. Любое качество стоит денег. Радио Гид очень востребован на круизном рынке. Фирма обслуживает свыше 20 круизных компаний, можно сказать, все, которые заходят в порт Санкт-Петербурга. Но это не значит, что небольшие турфирмы не станут нашими клиентами. Ценовая политика у компании «Радио Гид» гибкая, цена зависит от группы и объемов, но в среднем получается по 130 рублей с туриста за день обслуживания, что подразумевает круглосуточную техническую поддержку, обучение экскурсовода, доставку и сбор оборудования в местах начала и окончания экскурсии, а ночью — проведение дезинфекции и зарядки устройств.
Перспективы.
Радио Гид активно внедряется в Северной Европе, оборудование поставляется в Швецию, Эстонию, Финляндию, открывается представительство в Голландии. В планах компании — выход на азиатский рынок: Вьетнам, Китай, Камбоджа, Таиланд. Первый год жизни Радио Гида на туристическом рынке показал и другие возможности его применения. Например, для синхронного перевода во время деловых мероприятий до пяти тысяч участников, чем заинтересовались крупные компании, специализирующиеся в MICE-туризме. Так, компания «Мономакс конгресс-сервис» недавно рискнула использовать Радио Гид для обслуживания довольно крупного конгресса в Красноярске. Оборудование было высоко оценено как участниками, так и представителями оргкомитета форума. Поэтому Радио Гид намерен развиваться и в этом направлении.
Внимание, новинка!
В нынешнем сезоне компания начала тестирование еще одной новинки - «Многоязыковой системы Радио Гид» (МСР). Это устройство разработано по заказу круизной компании RoyalCaribbeanInternational специально для обслуживания смешанных языковых групп туристов. МСР сделан на базе Радио Гида, но предназначен исключительно для прослушивания аудио-экскурсий по городу на разных языках в синхронном режиме. Представьте, в один туристский автобус садятся норвежцы, датчане и шведы. Обычно в таких случаях гид работает на английском языке, который далеко не все туристы знают, а значит, опять происходит потеря информации. Решить проблему помогает МСР, который индивидуализирует экскурсию, давая каждому иностранному туристу возможность получать максимум полезной информации на родном языке. Технически все выглядит также как с Радио Гидом: лидер группы выдает туристам прослушивающие устройства, а сам с пульта управления воспроизводит текст экскурсии, одновременно на всех трех языках. Причем здесь гид выступает в роли оператора экскурсионной программы и может творчески управлять этим процессом, останавливая запись в случае пробок, заполняя паузы какой-то общей информацией по городу, интересными историческими фактами или просто музыкой. Пока МСР работает синхронно на 4-х языках, но к следующему летнему сезону разработчики намерены расширить его возможности до десяти! Реализация этого проекта проходила в партнерстве с компанией «Арктур Тревел», которая взяла на себя содержательную и звукозаписывающую часть.
Отзывы.
По мнению круизных компаний, услуга рынку необходима и пользуется большим спросом! Радио Гид облегчает туристу восприятие информации, экскурсоводу — процесс передачи этой информации, в результате, получаем качество. Конечно, это ведет к дополнительным затратам, но зато компенсируется хорошим впечатлением туристов от пребывания в Санкт-Петербурге. Если представить, что в пик сезона группа идет в Эрмитаж, где находится еще сто таких групп, то становится понятно, какую важную проблему помог решить Радио Гид.
Крупные музеи Санкт-Петербурга сразу ощутили положительные сдвиги в обслуживании посетителей при использовании турфирмами Радио Гида: меньше шума в музее, меньше потерянных туристов в ходе групповых экскурсий. Есть такое понятие, как экология музея, и Радио Гид позволяет ее цивилизованно возродить. Сколько бы групп одновременно не вошло, в залах сохраняется музейная тишина и порядок. И потом, сам турист в наушниках чувствует себя более комфортно, может свободно передвигаться, осматривать экспонаты, получается, что гид каждому уделяет равное внимание. Такое оборудование существует во всех крупных музеях мира, должно быть и у нас.
Организаторы конгрессов считают, что Радио Гид способен составить серьезную конкуренцию для существующих ныне систем синхронного перевода. Во-первых, оно мобильнее и легче в использовании, не говоря уже о качестве звука, во-вторых, у него гораздо больший охват действия. Участники конгрессов могут слушать лекции даже за пределами зала. В-третьих, себестоимость обслуживания мероприятия с помощью Радио Гида выходит дешевле, чем с любым другим оборудованием.